Аннотация

О произведениях Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881-1925), самого талантливого, остроумного, яркого и популярного писателя-юмориста предреволюционного десятилетия, с самого начала его петербургской деятельности (январь 1908 г.) в печати появлялось множество рецензий. На Западе уже после смерти писателя вышло немало книг, ему посвященных. Но ни в одной из них почему-то никогда не оцениваются и даже почти не упоминаются два крупных произведения: повесть «Подходцев и двое других» и юмористический роман «Шутка Мецената».

В персонажах «Подходцева», собственно, не повести, а ряда смешных, а подчас и лирических новелл с тремя «сквозными» персонажами — Подходцевым, Клинковым и Громовым, — просматривается явное сходство с характерами и внешним обликом друзей-сатириконцев.

«Шутка Мецената» — последняя работа Аверченко, написанная в 1923 г. в Цоппоте (ныне Сопот) и изданная в Праге в 1925 г., уже после кончины писателя. Роман и веселый и грустный, пронизанный ностальгией по милой сердцу автора беззаботной богемной петербургской жизни. И снова в персонажах романа приметы самого автора и его друзей.

Рецензии

В общем-то «Шутка мецента» — классическая комедия положений. Петербург. Литературный мир. И сборище друзей (хотя их таковыми и назвать-то тяжело) ищет повод позабавиться да посмеяться. И находят же! Такого простодушного, наивного и верящего во все на свете поэта Куколку… И тут разрабатывается целый план, как высмеять этого молодого человека. Только вот все они успешно забыли о том, «что в тихом омуте черти водятся…»! А. Аверченко так ненавязчиво и очень тонко лишний раз напомнил мне, что не стоит людей оценивать поверхностно и лишь на первый взгляд. Мало ли какие сюрпризы они могут преподнести!!!

Аркадий Аверченко, бесспорно, классик. Но, к сожалению, он из тез классиков, о которых что-то слышали студенты филфаков и их друзья, а вот так называемые широкие читательские массы прошли мимо. И странного в этом нет ничего. Ведь в советское время Аверченко не издавали, так как он, как принято теперь писать, не принял идеи Октябрьской революции и эмигрировал в Европу. Но этот факт ничуть не умаляет его достоинств. А уж если учесть то, что писал он в таком опасном, а потому редком для оставшихся в советской действительности писателей, жанре, как юмор и сатира, то перемещение его из списка неизвестных в список маст-рид становится обязательным.

Компания приятелей задумывает подшутить над очаровательным своей наивностью юношей. Юноша, вследствие этой своей наивности, шуток не замечает и этим (по простоте душевной исключительно) оборачивает их против шутников.

Очень приятная книга. Беззлобная и весёлая. Советую всем, кто хочет чистого юмора — без привкуса сатиры. Чем-то напоминает Вудхауза и Джерома. Остроумно, актуально, поучительно.

Об авторе

Аверченко Аркадий Тимофеевич родился 15 марта 1881 года в Севастополе. Из-за плохого зрения не мог посещать гимназию и потому учился дома.

Работал мелким служащим, в двадцать один год уехал в Харьков, где и опубликовал свой первый рассказ. Опыт был успешным, и вскоре Аверченко возглавил сатирический журнал «Штык», потом журнал «Меч».

В 1907 году переехал в Петербург. Сотрудничал в журнале «Стрекоза», который позднее был преобразован в «Сатирикон».

В 1910 году выпустил три книги, которые сразу сделали его знаменитым — «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене». Эти и последовавшие за ней книги сделали его признанным «королем смеха». После Октябрьской революции, которую он не принял, Аверченко уехал на юг России, где продолжал писать, выступал с чтением своих рассказов, организовал театр. В 1920 году эмигрировал в Константинополь, оттуда – в Прагу. Там он написал «Дюжину ножей в спину революции», «Детей», «Смешное в страшном», «Шутку мецената».

12 марта 1925 года Аверченко скончался в пражской больнице.

Сайт, на котором можно познакомиться с автором: http://www.arkadiyaverchenko.ru/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники