Фамилия Имя Отчество
Мешков Михаил Николаевич
Дата рождения
19.08.1984
Место работы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29 города Липецка «Университетская»
Должность
Учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж
9 лет
Квалификационная категория
Высшая
Образование
Высшее педагогическое, 2006 г, Липецкий государственный педагогический университет, филологический факультет
Повышение квалификации
Участие в обучающих и научно-практических семинарах, курсах, тренингах, конференциях
Ученая степень
Кандидат филологических наук
Личная электронная почта
sir_mikle@mail.ru
Рабочая электронная почта
sc29un@mail.ru
Адрес школьного сайта в Интернете
http://sc29un.ru/
copy31

Камо Грядеши

Самое главное – то, чего не увидишь глазами…

А. де Сент-Экзюпери

За окном уже всё затихло, вечер давно превратился в ночь, а единственным светлым пятном в комнате остаётся мерцающий экран ноутбука. На столе полуразложены, полуразбросаны тетради и листы черновиков. Смотришь на часы, и кажется, что стрелка безнадёжно застыла на половине третьего и не движется. С удовольствием замечаешь, что сегодня сделал всё быстро и можно лечь спать раньше. Думаешь: нужно собрать все тетради, на мгновение останавливаешься в замешательстве с вытянутой вперёд рукой. Однако это замешательство длится всего секунду, потому что затем ты уже не смотришь в сторону тетрадей, а просто захлопываешь крышку ноутбука и ложишься, прикрыв себя одеялом, словно доспехом. Закрываешь глаза, стараясь ни о чём не думать. И вдруг откуда-то издалека начинает слышаться: «Доброе утро», «Запишите в тетради», «Перемена», «Бежим в столовую», «До свидания, Михаил Николаевич». Прожитый день настигает тебя, и понимаешь: заснуть снова не получится. В очередной раз пытаешься понять, что же такого открываешь каждый день, что придаёт тебе сил, почему учительство стало не профессией, а призванием, образом жизни.

90-ые. Перемена. Бежишь по лестнице из столовой на второй этаж, боишься опоздать на урок, потому что это русский язык, который ты не хочешь пропустить. А за ним литература, мир книги, в который погружаешься с головой. И уроки эти радуют тебя потому, что ведёт их учитель, который талантлив настолько, что сумел пробудить интерес к своему предмету, который знает и любит то, о чём рассказывает. Может, уже тогда ты решаешь для себя, кем хочешь быть.

2015 год. Ты учитель. Уже 9 лет работаешь в школе и всё время пытаешься понять, а приблизился ли к тому Учителю, который когда-то учился сам, а потом учил тебя и многих других, открывал перед детьми волнующий и бесконечный мир, в который им предстояло войти. В чём заключается твоя задача? Что ты ищешь в себе и что хотят найти в тебе другие? Что значит быть учителем?

На помощь, как это часто бывает, приходят книги. И вот ты уже словно перелистываешь страницы книг и за их шелестом слышишь: «Он из собственных средств назначил двум учителям пособие, превышающее вдвое их скудное казенное жалованье; и когда однажды кто-то выразил удивление по этому поводу, он сказал: «Самые важные должностные лица в государстве – это кормилица и школьный учитель»». Да, кормилица воспитывает физически, а учитель питает духовно, развивает ребёнка, помогает понять ему, кем стать в будущем. И это моя роль, задача. Воспитать гражданина, воспитать «Платонов и быстрых разумом Невтонов», в моём случае, разумеется, Пушкиных или Чеховых (эк, куда метнул). Но одно ли это? Ведь не только гражданина, полезного обществу, должен воспитать я, должно быть и другое, может, даже более важное. Вот только что? Ведь пытаясь найти гражданина, можно потерять ребёнка.

Достаёшь другую книгу, перелистываешь и уже почти в самом конце её читаешь: «Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец новую розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят её и лелеют. Но люди растут без садовника. Маленький Моцарт, как и все, попадёт под тот же чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой низкопробных кабаков. Моцарт обречён». Вот оно, главное, или мне только так кажется (проклятые вопросы). Нужно вырастить Моцарта, гения, личность, не потерять её в суете дней, заботах о баллах ЕГЭ, ОГЭ. Меня мучит забота садовника, я хочу, чтобы ни в одном из детей не погиб Моцарт.

Но как сделать это? Время бежит всё быстрее, меняется мир, меняется школа, и вот уже часто вместо книг можно увидеть их электронные версии, современные системы помогают отслеживать информацию, интерактивные доски висят в большинстве кабинетов, а ноутбук из неологизма давно превратился в общеупотребительное слово. И всё же, в очередной раз спасибо книгам, повторяешь про себя: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное». Не интерактивные доски, не компьютеры в кабинете, не современный ремонт, не результаты экзаменов. Да, это важно, да, это хорошо, но это не главное. Это может мотивировать, заинтересовать, но это не поможет вырастить гения. За обилием новых систем велик риск не разглядеть ребёнка, забыть о том, что для него важнее всего. Это важное, главное понимаешь не сразу. Нужно время, чтобы осознать, что самое главное для ребёнка – быть услышанным, понятым. И именно это я должен сделать как учитель и наставник. Услышать каждого, как бы тяжело ни было.

А ещё нужно увлечь его, дать мечту, научить смотреть необычно на обычные вещи. Вспоминаю одного из любимых героев – Тома Сойера. Сойер, который переложил свою работу на других мальчишек, не обманывает их, не говорит неправду, он просто смотрит на мир по-иному и делится этим взглядом, увлекая мальчишек, превращая монотонное занятие в игру.

– Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достаётся белить забор.

После этого всё дело представилось в новом свете. Бен перестал жевать яблоко. Том осторожно водил кистью взад и вперёд, останавливаясь время от времени, чтобы полюбоваться результатом, добавлял мазок, другой, опять любовался результатом, а Бен следил за каждым его движением, проявляя всё больше и больше интереса к делу. Вдруг он сказал:

– Слушай, Том, дай мне побелить немножко.

И вот уже то, что казалось скучным и нудным, превращается в увлекательное дело, в игру (Том – ребёнок, и игра для него – это самое главное), и вот тётя Поли видит, «что выбелен весь забор и не только выбелен, но и покрыт извёсткой в два и даже три слоя и вдобавок на земле проведена белая полоса». Мольер, определяя основную задачу театра, искусства, говорил, что главное – «поучать развлекая». А разве учительство – это не искусство?

Так в чём же состоит призвание учителя? Что значит учить и быть учителем? Можно ли дать какой-то один определённый ответ? А может, и нет этого ответа, может, важнее сам поиск …

В телефоне, постепенно нарастая, начинает играть песня, слова которой помнишь уже наизусть. В сгустившейся тишине она кажется подобной целому оркестру. В очередной раз удивляешься, что до сих пор не привык к собственному будильнику, и одновременно с этим понимаешь, что уже шесть часов и пора вставать. В последний раз закрываешь глаза и открываешь последнюю книгу. «А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».

Открываешь глаза и встаёшь. Начинается новый день.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники